Степень повышения температуры обычно не связана с причиной инфекции. Паттерн лихорадки, когда-то считавшийся клинически значимым, редко бывает полезен, за исключением возможно трехдневной и четырехдневной малярии и рецидивирующие эпизоды (например, бруцеллез).
Рассматривается вероятность тяжелого заболевания. Если подозревается тяжелое заболевание, необходимы непосредственное и быстрое проведение анализов, а часто и госпитализация.
Сигналы опасности в существенной степени предполагают тяжелое нарушение, как в следующих случаях:
Головная боль, ригидность шеи и петехиальная, или пурпурная, сыпь предполагают менингит.
Тахикардия (ниже обычного повышения, обычно проявляющегося при лихорадке) и тахипноэ, с или без гипотонии или изменения психического состояния предполагают сепсис.
Малярию и другие инфекции, передающиеся через членистоногих, следует подозревать у пациентов, которые недавно посетили эндемичные районы.
Снижение иммунитета, вызванное либо известной причиной, либо использованием иммуносупрессоров, либо предполагаемое результатами осмотра (например, потеря веса, кандидоз полости рта), также вызывают беспокойство, как и другие известные хронические болезни, внутривенное введение препаратов и шум в сердце.
Пожилые люди, особенно проживающие в домах престарелых, относятся к группе повышенного риска развития серьезной бактериальной инфекции (например, COVID-19) (смотрите Основы гериатрии: лихорадка).
Локализованные симптомы, выявленные в истории заболевания или при физикальном осмотре, оцениваются и интерпретируются (см. в Руководства). Другими наводящими на размышления симптомами являются генерализованная аденопатия и сыпь.
Генерализованная аденопатия может возникать у детей старшего возраста и молодежи с острым мононуклеозом; обычно сопровождается существенным фарингитом, недомоганием и гепатоспленомегалией. Первичная ВИЧ-инфекция или вторичный сифилис должны быть заподозрены у пациентов с генерализованной аденопатией, иногда сопровождаемой артралгиями, сыпью или и тем, и другим. ВИЧ-инфекция развивается спустя 2–6 недель после заражения (хотя пациенты, возможно, не всегда сообщают о незащищенном половом контакте или других факторах риска). Вторичному сифилису обычно предшествует твердый шанкр с системными признаками, развивающимися на 4–10 недель позже. Однако пациенты могут его и не заметить, поскольку он безболезненный и может быть расположен вне поля зрения: в прямой кишке, влагалище или в полости рта.
У лихорадки и сыпи есть много причин быть связанными с инфекцией или применением препаратов. На петехиальную или пурпурную сыпи следует обратить особое внимание; они предполагают возможную менингококкемию, пятнистую лихорадку Скалистых гор (особенно, если поражены ладони или подошвы ног) или, реже, некоторые вирусные инфекции (например, лихорадку денге, геморрагические лихорадки). Другие наводящие на размышления поражения кожи включают классическую мигрирующую эритему при болезни Лайма, поражения при синдроме Стивенса – Джонсона, а также болезненную эритему при целлюлите и других бактериальных инфекциях мягких тканей. Возможность отсроченной повышенной чувствительности к препарату (даже после длительных периодов использования) должна быть учтена.
Если нет никаких локальных явлений, у здоровых людей с острой лихорадкой и одними только неспецифическими явлениями (например, недомогание, генерализованные боли) с большой вероятностью имеется самолимитирующееся вирусное заболевание, если нет истории контакта с источником заражения (включая новый, незащищенный половой контакт), переносчиком заболевания или пребывания в эндемичной области (включая недавнее путешествие).
У пациентов с существенными нарушениями имеется большая вероятность скрытой бактериальной или паразитарной инфекции. У людей, употребляющих запрещенные наркотики, и пациентов с искусственным сердечным клапаном или инородным материалом внутри сердца (например, кардиостимулятором) может развиться эндокардит. У пациентов с внутрисосудистым инородным материалом (например, сосудистым трансплантатом) может развиться инфекционный эндартериит. Пациенты с ослабленным иммунитетом предрасположены к инфекциям, вызванным определенными микроорганизмами (см. таблицу Некоторые причины острой лихорадки).
Лихорадка, обусловленная приемом препарата (с сыпью или без нее), является диагнозом исключения, часто требует принятия решения по прекращению приема препарата. Сложность состоит в том, что, если антибиотики являются причиной, то болезнь, которую лечат, также может вызвать лихорадку. Иногда подсказка в том, что лихорадка и сыпь начинаются после клинического улучшения по инфекции и без ухудшения или повторного появления базовых симптомов (например, у пациента, которого лечат от пневмонии, лихорадка вновь появляется без кашля, одышки или гипоксии).